Компания Facebook Inc. анонсировала выпуск корпоративного программного обеспечения. Продукт под названием Workplace ("Рабочее место") тестировался в течение года, и теперь доступен для бизнеса. По задумке разработчиков, приложение Facebook должно объединить социальную сеть и работу, полностью заменив корпоративную почту, внутреннюю рассылку, обмен данными внутри компании и приглашения на мероприятия.
+Как отметили в Facebook, многие люди уже сейчас используют социальный мессенджер для обмена рабочей информацией, а значит, давно хотели бы отказаться от "устаревших инструментов вроде корпоративных почтовых ящиков". Начать планируют с тех работников, чья работа тесно связана с использованием мобильных телефонов, то есть, все корпоративное общение будет привязано не к стационарному компьютеру в офисе, а к аппарату, постоянно находящемуся при владельце.
Если продукт будет пользоваться популярностью, это может означать наступление нового этапа в интеграции жизни человека, реальности и цифрового пространства. Как говорят специалисты, сегодня между крупнейшими телеком-корпорациями развернулась борьба за право представить миру новую оболочку интернета. И если на протяжении последних 20 лет это был браузер, то теперь это будет облик социальной сети.+
С чего все начиналось
Около 20 лет назад интернет сперва начал завоевывать мир именно как новый корпоративный продукт. Его распространению сопутствовала стремительная минитюаризация, и сегодня на симке размером с ноготь мизинца умещается информации больше, чем когда-то – в огромном шкафу компьютера на перфокартах.
Совсем недавно все это порождало своеобразную компьютерную романтику.
Поездки через полгорода на радиорынки за нужными деталями, подбор подходящих программ, сборка и настройка девайсов, и бесконечные споры о том, какое устройство лучше в конечном итоге составляли целую субкультуру со множеством тематических разветвлений.Да и мобильная индустрия на заре своего развития поражала потребителя куда большим разнообразием телефонов – как в плане внешнего вида, так и по характеристикам. В каждой следующей модели производители пытались поразить пользователя то новейшими функциями, то сверхтонким корпусом, то водостойкостью и противоударностью.
Интернет умер, да здравствует Интернет!
Сегодня развитие интернета привело к развитию потребительской лени в ее худшем проявлении. "Горбушки" умирают, на рынках программных решений царит унылый монополизм, как и в компьютерно-мобильной сфере. Во-первых, нынешним пользователям чаще всего уже не нужен "крутой комп" или даже фотоаппарат – достаточно мобильного телефона или планшета одной из двух-трех фирм-монополистов, например, Apple и Samsung. И как только пользователю телефон заменил компьютер, он уже не может с ним расстаться ни на минуту. Подтверждением этим словам можно увидеть в любое время в метро, магазине, на улице. Телефон стал нашим постоянным спутником в прогулках, поездках, на свиданиях и вечеринках с друзьями.
Фото:Jaap Arriens/Zuma/TASS
Бизнес и конспирология
На рубеже 1990-х и 2000-х в ходу был лозунг "Если вас нет в интернете, вас нет в бизнесе". На рубеже 2010-х его можно было продолжить фразой "Если вас нет в соцсетях, вас нет в интернете".
Сегодня для корпораций главное уже даже не то, какой именно телефон или планшет вы держите в руках, а что именно вы на нем в данный момент смотрите. Чаще всего, это именно социальные сети. И универсальный, "золотой" пользователь – тот, чья жизнь от рождения до гроба, так сказать, будет крутиться в одной соцсети, внутри которой он будет общаться, работать, находить себе пару, смотреть кино, читать новости и совершать покупки.
А смотреть вы будете именно то, что вам подсунут. Пользователю уже не нужно ничего выбирать - за него все решают, предлагая "готовые решения". И каждый раз, когда вы ставите галочку "помочь Google/Facebook/кому-то еще собирать статистику пользования устройством для улучшения качества работы", вы даете согласие на полный контроль над вашей жизнью. Facebook знает границы вашего рабочего дня, сколько вы находитесь в пути и каким маршрутом едете, во сколько и что вы едите и когда ложитесь спать. И это не конспирология, это бизнес.
От личности – к виртуальному профилю
Часто ли вы замечали, что после переписки в почте или даже закрытом чате на какую-либо тему, например, об Италии, вы долго не можете избавиться от навязчивой рекламы туров, итальянской еды или одежды, которая будто преследует вас, куда бы вы ни направлялись в интернете? Если раньше обрабатывались только поисковые запросы, то теперь объектом пристального изучения становятся ваши интересы и даже фото.
Пару лет назад самым ценным информационным ресурсом стали так называемые "большие данные", Big Data. Это массив персонализированной и одновременно максимально обезличенной информации о каждом пользователе, которую компании используют для таргетирования рекламы.
Условно говоря, если вы молодой мужчина и часто фотографируетесь с друзьями в лесу у костра, то вам будут рекомендовать товары для турпоходов, если вы женщина старше 30, вам начнут демонстрировать детскую одежду и частные садики. Это очень грубое описание механизмов big data.
Сегодня, когда интернет покрывает почти всю поверхность планеты и предоставляется даже в самолетах, направить конкретный поток рекламы, то есть таргетировать, можно любую аудиторию. Для мировых корпораций потребители превратились в набор анкет, "профайлов" с определенными характеристиками, которые можно сортировать по тому или иному принципу.
Тагретинговая реклама может быть направлена только на вашу улицу, только на ваш дом, только на депутатов Государственной думы или только православных верующих.
О хронологическом порядке подачи материала уже давно забыли не только в Facebook и Вконтакте, но и Instagram, например. Не вы, а тот же Facebook определяет не только ЧТО, но и в какое время, как долго, в каком порядке ему это смотреть. Синхронизация на различных устройствах гарантирует, что та же реклама будет преследовать вас и на домашнем компьютере, и на ноутбуке в гостях у друга, и на мобильном телефоне. А теперь Facebook сможет собирать еще и всю информацию о вашей работе.
Цена славы
Сегодня малолетние видеоблогеры успевают за кратчайший срок в несколько недель или максимум месяцев собрать аудиторию больше, чем у звезд мировой величины, работавших на свою репутацию годами.
Уже не нужно ничего создавать, можно брать то, что создали за тебя другие – главное создать красивую упаковку и грамотное продвижение. Последнее стало крайне дешевым, и многотысячную аудиторию предлагают охватить буквально за стоимость пары чашек кофе.
"Вы станете звездой, не выходя из дома, просто сняв видео на телефон и залив в интернет"– как бы говорят Facebook и Google. Дешевая услуга, построенная на готовом алгоритме, оказывается проще и выгоднее реальных интеллектуальных затрат и усилий на создание чего-то уникального, важного и полезного.
Казалось бы, такая ситуация создает благодатную почву не для монополизма, а напротив, для высочайшей конкуренции. Однако крупные компании жестко следят за независимыми идеями и выкупают их сразу, как только появляется KPI, а идея становится трендом. В качестве примера можно привести игру Minecraft, созданную малоизвестным шведским гейм-дизайнером Маркусом Перссоном и выкупленную вместе с его небольшой компанией Microsoft. Благодаря сделке Перссон мгновенно стал миллионером, но потерял все права на игру и связанные с ней франшизы, приносящие теперь миллионы уже Microsoft.
Кроме того, Facebook знает, кто заказывает музыку. После недавнего скандала с грузинским кафе, пользователи стали массово оставлять плохие отзывы на страничке заведения, сбив его оценку с 5 до 3 звезд буквально за несколько часов. Но скандал утих, а утром следующего дня все плохие оценки исчезли, а высокий рейтинг кафе восстановился – Facebook просто аннулировал негативные отзывы. Во времена, когда постом в соцсети можно реально повлиять на репутацию и прибыль компании, лайки стоят дорого и превращаются из виртуального уже в новый вид реальной капитализации.
Массовое помешательство
Начали мы с того, что теперь реклама формирует ваш выбор, преследуя всюду. Самый одинокий в мире человек сидит перед монитором или экраном телефона, и все предпочтения ему диктует интернет – точнее, корпорации, которые хотят, чтобы он потреблял именно это, а не то.
Но эта же технология работает не только с рекламой. Первая задача – создать замкнутый производственный цикл, внутри которого пользователь будет вариться постоянно. Покупая смартфон, вы сажаете себя на цепь предустановленных приложений, определяющих за вас те инструменты, которыми вы будете пользоваться.
В том же Facebook уже запустили собственную платформу для продажи одежды и сервис для СМИ, который полностью забирает медиаконтент. Неугодную точку зрения или новость можно отключить легким нажатием нужной настройки, а то и просто отфильтровать автоматически.
Манипулирование сознанием становится невероятно легким в таких условиях. Эксперты отмечают это на примере, скажем, футбольных команд. Если раньше болельщики были верны одному клубу десятилетиями, то сегодня массы фанатов меняют предпочтения от чемпионата к чемпионату в зависимости от того, кто победил или даже точнее – кого ярче представили в данном конкретном соревновании. Так, например, на Чемпионате Европы по футболу целыми армиями фанатов по всему миру обзавелась сборная Исландии после ряда вирусных видео и фото.
Фото: Aloisio Mauricio/Zuma/TASS
Этот пример достаточно безобидный, но насколько опасной может быть такая игра с трендами показывает, например, недавний флешмоб "Я не боюсь сказать", который привел к массовой ретравматизации женщин, переживших насилие. Достоверно известно о случаях, когда участницам или просто читателям флешмоба приходилось обращаться за помощью к врачам, поскольку воспоминания и описания чужого опыта провоцировали серьезные проблемы, самыми безобидными из которых стали бессонница и ночные кошмары.
Фактически, при желании можно создать любую фантомную ситуацию или полностью сформировать взгляд определенной аудитории на то или иное событие, развить массовый психоз и панику при помощи массового вброса в Facebook, подкрепленного платным продвижением на конкретные сегменты аудитории. Так уж получилось, что написанному в соцсетях посту, тем более, снабженному ярким фото или видео, стали верить больше, чем грамотно поданным фактам, а думать своей головой и анализировать каждый вброс на достоверность уже практически никто и не пытается, включая и тех, кому это положено делать в рамках служебных обязанностей - журналистам.
Фейки, пришедшие из социальных сетей на страницы газет и экраны телеканалов, стали повседневностью и захлестнули тех, кто какому-то там фейсбуку или твиттеру ни за что бы не стал доверять. Да что говорить о СМИ, если даже уже расследование экспертов по катастрофе боинга MH-17 базируется на данных из социальных сетей, чего авторы доклада по результатам расследования даже не скрывают.
Массовая ненормальность становится нормой. Уйти от нее уже, кажется, некуда, настолько социальные сети и мобильные устройства глубоко вошли в нашу жизнь. В ближайшие годы эта тенденция будет только усиливаться. Здесь сторонники здравого смысла свою войну уже проиграли. Впереди – битвы за интеграцию устройств в человеческое тело и прокручивание рекламы во сне в фоновом режиме.
Анастасия Казимирко-Кириллова
http://ruspravda.info/Sotsialnie-seti-viigrivayut-bitvu-za-r...
Свежие комментарии