Неделю назад президент Казахстана при награждении лауреатов премии президента Республики Казахстан "Алтын сапа" публично на весь мир разразился антирусской речью, где в частности сказал: "Во времена царской России все богатства из земли вывозились, а нам просто оставляли перекопанную землю и заставляли глотать пыль.
У нас даже дорог внутри страны не было. А сейчас видели, какую железную дорогу запустили? А раньше такого не было, потому что мы были колонией". Назарбаев сказал эти возмутительные для русского человека обыденно и непринужденно, как аксиому "русские - это грабители и поработители". Если посмотреть на реакцию простых жителей Казахстана, то они с этой частью речи согласились. Возражение вызвали другие слова президента Назарбаева: "Это – наше богатство, которое у нас в кармане, его никто не заберет", в том смысле, что не все казахи, мол, толику этих богатств получили. То есть казахи на самом деле убеждены, что Россия только и делала, что грабила казахов.В этом казахи не одиноки. Одни народы Россия якобы грабила, другие оккупировала, ну и разумеется буквально всех подвергала вековому геноциду. Россия теперь по этой идеологии должна и обязана перед народами бывшей Российской империи и СССР. Это по сути наглое и лживое оправдание русофобской политики. И к сожалению, это последствия национальной советской политики и пропаганды, где Российская империя представлялась в исключительно черных тонах, как национальный угнетатель и "тюрьма народов". СССР был антирусским государством по духу и сущности.
Россию в СССР фактически возвели в ранг республики донора, которая всем должна и обязана, как "тюрьма народов" и за колониальное угнетение в царское время. Именно советская власть виновата в том, жизненный уровень в РСФСР был ниже, чем в остальных республиках. Именно советская власть сделала русских самым разорванным народом в мире, переселив 25 миллионов русских людей в национальные окраины. А как же, заводы-фабрики таджикам и армянам строили за счет России и русских людей, а то что эти народы еще только-только из феодализма вылезли, если не из первобытного состояния в расчет не брали - вот и работали русские девочки на трикотажных и швейных фабриках в Ереване, а не в России, потому что сами армяне работать на производстве не любили - они любили быть начальниками. И так везде.И все народы национальных окраин были уверены, что Россия им должна и обязана за "вековой национальный гнет". И до сих пор так думают, что Назарбаев публично продемонстрировал. А всё это из русофобской идеологии СССР. Пока еще была сильна коммунистическая идеология - это нивелировалось понятием советское общество. Но как идеология пала - осталась только русофобия в чистом виде. Которая и вылилась в 90-х в череду кровавых погромов и дискриминации русского населения в новоявленных государствах.

Но вернемся к словам Назарбаева. За неделю уже многие авторы гневно ответили президенту Казахстана, но это отвечаем мы, люди, которые живут в настоящее время. Поэтому это наша точка зрения. Но пусть лучше Назарбаеву ответит великий сын казахского народа, который жил тогда, в Российской империи, Абай Кунанбаев (1845-1904). Сказать, что в Казахстане чтут имя великого казахского поэта, композитора и просветителя - это ничего не сказать. Пожалуй нет Казахстане города, где не было бы улицы имени Абая. Абаю поставлены многочисленные памятники, они есть в Москве и даже в Пекине и Каире. Но возникает вопрос "А читали ли казахи произведения своего великого поэта?". Скорее всего нет, раз сам президент Казахстана выдает русофобские тирады.
А вот что писал Абай в своих "Словах назидания":
"В детстве мне приходилось слышать, как казахи смеялись над узбеками: “Ах вы, сарты широкополые, камыш издалека носите, чтобы крыши покрыть, при встрече лебезите, а за спиной друг друга браните, каждого куста пугаетесь, трещите без умолку, за что и прозвали-то вас сарт-сурт”.
При встрече с ногаями тоже смеялись и ругали их: “Ногай верблюда боится, верхом на коне устает, пешком идет — отдыхает, и беглые, и солдаты, и торговцы из ногаев. Не ногаем, а нокаем бы следовало вас называть”.
“Рыжеголовый урус, этому стоит завидеть аул, как скачет к нему сломя голову, позволяет себе все, что на ум взбредет, требует “узун-кулака” показать, верит всему, что ни скажут”,— говорили они о русских.
“Бог мой!— думал я тогда с гордостью,— Оказывается, не найти на свете народа достойнее и благороднее казаха!” Радовали и веселили меня эти разговоры.
Теперь вижу — нет такого растения, которое бы не вырастил сарт, нет такого края, где бы не побывал торговец-сарт, нет такой вещи, которую бы он не смастерил. Живут миряне в ладу, вражды не ищут. Пока не было русских купцов, сарты доставляли казахам одежду для живых и саван для умерших, скупали гуртами скот, который отец с сыном между собой поделить не могли. Теперь, при русских, сарты раньше других переняли новшества. И знатные баи, и грамотные муллы, и мастерство, и роскошь, и учтивость — все есть у сартов.
Смотрю на ногаев, они могут быть хорошими солдатами, стойко переносят нужду, смиренно встречают смерть, берегут школы, чтут религию, умеют трудиться и наживать богатства, наряжаться и веселиться.
Мы же, казахи, батрачим на их баев за жалкое пропитание. Нашего бая они гонят из своего дома: “Эй, казах, не для того настлан пол, чтобы ты его грязными сапогами топтал”.
Сила их в том, что неустанно учатся они ремеслу, трудятся, а не проводят время в унизительных раздорах между собой.
О просвещенных и знатных русских и речи нет. Нам не сравняться с их прислугой.
Куда сгинули наши былые восторги?
Где наш радостный смех?"
Итак, цивилизацию в степи Казахстана принесли русские, татары и узбеки. Так писал Абай, а ему виднее было, чем Назарбаеву - современник событий как-никак.
А вот слова Абая о русской науке:
"Нужно учиться русской грамоте. Духовные богатства, знания, искусство и другие несметные тайны хранит в себе русский язык. Чтобы избежать пороков русских, перенять их достижения, надо изучить их язык, постичь их науку. Потому что русские, узнав иные языки, приобщаясь к мировой культуре стали такими, какие они есть. Русский язык откроет нам глаза на мир. Изучив язык и культуру других народов, человек становится равным среди них, не унижается никчемными просьбами. Просвещение полезно и для религии".
Итак, Абай пишет, что русские принесли казахам науку, культуру и просвещение.
Так кому нам верить? Абаю, который жил в Российской империи, или нынешнему президенту Казахстана? Я верю Абаю. А вот Назарбаев нагло и подло соврал, оклеветав русский народ.
Свежие комментарии